[Полигистор; греч. ̓Αλέξανδρος ὁ Πολυΐστωρ] (между 112 и 102 до Р. Х., Милет - ок. 40 до Р. Х., Лаврент), греч. писатель, историк. Род. в М. Азии, изучал грамматику в Пергаме. Во время Митридатовых войн попал в плен и был привезен в Рим. В 82 г. до Р. Х. диктатор Луций Корнелий Сулла, казнивший хозяина А. П., даровал ему свободу и рим. гражданство, отсюда второе имя А. П.- Луций Корнелий (лат. Lucius Cornelius Alexander). Остаток жизни провел в Италии, занимаясь учеными трудами; у него учился грамматик и баснописец Гигин. Погиб при пожаре своего дома.
Историко-этнографические сочинения А. П. пользовались популярностью благодаря своим художественным достоинствам и обилию информации, за что автор получил прозвание Полиистор (греч.- многосведущий). Все его произведения утрачены и известны лишь по названиям и отрывкам. Среди них - труды о Египте (в 3 кн.), Иллирии, Чёрном м., малоазийских провинциях (Вифинии, Пафлагонии, Фригии, Карии, Ликии, Киликии), Сирии, Ливии, Крите и др. странах; в основу сочинений о халдеях лег труд вавилонского историка Бероcа (III в. до Р. Х.). Известно о работах А. П. в области филологии (комментарии к поэзии Коринны (V в. до Р. Х.) и Алкмана (VII в. до Р. Х.)) и истории философии (о пифагорейцах, преемстве философских школ). Из трактата А. П. о Риме черпали сведения лат. поэты Тибулл и Вергилий.
Наибольшее значение имеет трактат А. П. об иудеях (Περὶ ̓Ιουδαίων) - собрание выписок из эллинистических иудейских историков (Артапана, Евполема, Аристея, Димитрия, Тимохара, Аполлония Молона) и поэтов (эпиков Феодота Самаритянина и Филона Старшего, трагика Езекииля). Этот труд послужил важнейшим источником для Иосифа Флавия (Иуд. древн. I 15; Против Апиона. I 23), а также для христ. писателей Климента Александрийского (Строматы. I 21; III 7) и Евсевия Кесарийского, обильно его цитировавших (Praeparatio Evangelica. IX 17-39). Составляя свои компиляции, А. П. весьма произвольно использовал источники, совмещая цитаты из иудейских авторов с выписками из работ их противников,- так, в сочинении, посвященном Риму, А. П. сообщает о том, что Тору написала некая женщина по имени Мосо.